Антиблокировочная система тормозов (АВС)

 

ДЛЯ ЧЕГО ОНА НУЖНА


Известно, что при экстренном торможении при полном нажатии на тормозную педаль "в пол" передние колеса блокируются и автомобиль становится неуправляемым. Крутить рулевое колесо в этом случае совершенно бесполезно. Опытный водитель, чтобы не допустить этого, тормозит прерывисто, на грани блокировки давая колесам прокручиваться, что позволяет ему сохранить контроль над автомобилем и выйти из аварийной ситуации, например, объехать неожиданно возникшее препятствие. К тому же, сила трения качения в зоне контакта вращающейся шины с дорогой больше силы трения скольжения при заблокированном колесе, вследствие чего тормозной путь при таком методе можно несколько сократить. Но у многих ли из нас хватит силы воли хоть на миг снять ногу с педали тормоза, когда машина с визгом летит, быть может, в свой последний путь?
То, что сложно для человека, под силу бесстрастной электронике. И вот уже педаль отзывается частыми резкими толчками, что свидетельствует: АБС работает, попробуйте помочь тормозам, отвернув в сторону от опасности!

КАК УСТРОЕНА АБС

На рис. 5 приведена функциональная схема типичной АБС. Электронасос 1 и аккумулятор давления 2



Рис. 5. Функциональная схема АБС "Teves".
1 - гидронасос, 2 - аккумулятор давления, 3 - ЭБУ, 4 - колесные датчики, 5 - блок алектромагнитных гидроклапанов


предназначены для того, чтобы дать электронике возможность управлять тормозным усилием независимо от воздействия водителя (напомним - в аварийной ситуации он, как правило, просто давит на педаль "до упора"). Кроме того, электронному блоку управления (ЭБУ) 3 надо знать, вращаются ли в данный момент колеса и с какой частотой. Эту информацию выдают датчики 4, установленные на каждом колесе. Ведь может возникнуть ситуация, когда скользкое дорожное покрытие под одним из колес, провоцирует его раннее блокирование.

Тогда ЭБУ выдает команду на ослабление тормозного усилия по сигналу от этого колеса, что предотвращает занос и разворот автомобиля. Правда, при таком подходе тормозной путь будет таким, как если бы все колеса оказались на скользкой дороге, но разработчики считают, что важнее в любом случае сохранить управляемость и возможность маневрирования. Последний из узлов АБС - блок электромагнитных клапанов 5, которые, собственно, и управляют давлением тормозной жидкости. В каждом из контуров тормозной системы должно быть по два клапана: один, впускной, открывает путь жидкости из аккумулятора давления к рабочему цилиндру, когда надо увеличить тормозное усилие, а второй, выпускной, напротив, позволяет жидкости уйти обратно в бачок, когда давление надо ослабить. Эти клапана при исправной АБС либо открываются поочередно, либо могут быть в закрытом состоянии, если давление в тормозном контуре должно сохраняться неизменным. Наконец, важно знать, что в обесточенном состоянии впускные клапаны открыты, а выпускные - закрыты. Это позволяет при отказе АБС просто отключить ее (например, вынув соответствующий предохранитель или сняв разъем с ЭБУ) и тормозить, как на обычном автомобиле.

ПРОВЕРКА И РЕМОНТ

Принципиальная схема электрических соединений АБС фирмы "Teves", установленной, в частности, на автомобилях "Фольксваген-Пассат" 1990 г. выпуска в


Рис 6. Принципиальная схема электрических соединений АБС "Teves".
Обозначения из латинской буквы и цифры (например W\2 или U2\10) указывают на разъем в монтажном блоке предохранителей и реле (буква, цифра) и его контакт (цифра). Цифра около точки соединения с массой показывает расположение этого соединения в автомобиле (22 - на гидроблоке, 28 - на перегородке моторного отсека, 39 - под подушкой заднего сиденья слева). Предохранители F53 и F54 устанавливаются непосредственно под соответствующими реле над основной частью блока реле и предохранителей


качестве дополнительного оборудования, приведена на рис. 6. Она не слишком сложна, но требует специального оборудования и квалификации при поиске и устранении неисправностей. Тем же, кто решил самостоятельно провести эти работы следует учесть нижеприведенные рекомендации.
1. При снятии аккумуляторной батареи и проведении сварочных работ на автомобиле обязательно предварительно отсоедините штепсельный разъем от ЭБУ АБС при выключенном зажигании. ЭБУ в "Пассате" расположен под подушкой заднего сиденья.
2. При проведении окрасочных работ ЭБУ не должен подвергаться воздействию температуры свыше 85'С более двух часов.
3. Перед производством любых работ на тормозной системе разрядите аккумулятор давления, нажав не менее 20 раз на педаль тормоза при выключенном зажигании, т.к. иначе в системе сохраняется давление около 180 атм.
4. При разгерметизированной гидросистеме запрещается включать зажигание, чтобы не заработал насос тормозной жидкости.
Проверка узлов АБС. Для работников сервисных центров выпускаются считывающие устройства, позволяющие снять информацию с системы самодиагностики. Вещь дорогая и практически недоступная автолюбителю. Но в большинстве случаев можно обойтись и обычным авто тестером, позволяющим измерять напряжение и сопротивление в электрических цепях. Подсоединять выводы прибора придется к контактам разъема ЭБУ, что требует аккуратности и сноровки. Поэтому большую часть проверок надо производить при выключенном зажигании и снятом разъеме ЭБУ, тогда тестер можно легко подключить к контактам колодки на жгуте проводов.

Этап

Выводы

разёма

Проверяемый узел

Условия проверки

Контрольное

значение

Возможная причина неисправности при отклонении от контрольных значений

1. 2и1 Напряжение питания АВС Включить зажигание 12В Обрыв цепи
2. 3и1 Рэле системы АВС Соеденить перемычкой выводы 2и8 и включить зажигание. По окончании проверки перемычку снять 12В Обрыв цепи или неисправно рэле См. п3
3. 1и8 То же обмотка Выключить зажигание R=50-100Ом Обрыв в цепи или обмотке
4. 12и1 Выключатель стоп-сигнала Выключить зажигание нажать педаль тормоза 12В F20, обрыв в цепи, неисправен выключатель стоп-сигнала
5. 4и22 Правый задний колёсный датчик Вывесить правое заднее колесо и врашать его с частотой ~60мин\1 U>75 мВ переменного тока Обрыв в цепи, сбита установка датчика,он неисправен
6. То же То же - R=0,8-1,4кОм Дефект датчика, обрыв в цепи
7. 6и24 Левый задний колёсный датчик Вывесить левое заднее колесо и вращать его как в п.5 См. п.5 См. п.5
8. То же То же - См. п.6 См. п.6
9. - - Оналогично для всех датчиков См. п.5 См. п.5
10. - - Оналогично для всех датчиков См. п.6 См. п.6
11. - - Оналогично для всех датчиков См. п.5 См. п.5
12. - - Оналогично для всех датчиков См. п.6 См. п.6
13. 1и3 Нормально замкнутые контакты реле АВС Зажигание включено R<1,5 Ом Обрыв в проводах или дефект в реле
14. 3.и20 Цепи реле АВС То же То же Обрыв в цепях
15 1 и 11 Общий провод клапанов То же То же Нарушение соединения с массой одного извыводов
16 1 и 18 Главный клапан То же R=2-5 Ом Обрыв в цепи или в обмотке клапана
17 11 и 17 Входной клапан заднего контура То же R=5-7 Ом То же
18 11 и 15 Входной клапан правого преднего контура То же То же То же
19 11 и 35 Входной клапан левого переднего контура То же То же То же
20 11 и 33 Выходной клапан заднего контура То же R=3-5 Ом То же
21 11 и 34 Выходной клапан правого переднего контура То же То же То же
22 11 и 16 Выходной клапан левого переднего контура То же То же То же
23 1 и 14 Датчик высокого давления Зажигание выключено, 20 раз нажать на педаль тормоза R<1,5 Ом Обрыв в цепях или дефект датчика
24 1 и 4 Изоляция экрана провода правого заднего колесного датчика Зажигание выключено R>100 кОм Нарушение изоляции экрана
25 1 и 6 То же для левого заднего колесного датчика То же То же То же
26 1 и 7 То же для правого переднего колесного датчика То же То же То же
27 1 и5 То же для левого переднего колесного датчика То же То же То же
28 2 и 14 Реле включения насоса АБС То же R=50-100 Ом Обрыв в цепи или обмотке реле
29 2, 17 и 33 Клапаны заднего контура Соединить выводы перемычкой, вывесить задние колеса, нажать на тормоз при выключенном зажигании Задние колеса должны затормозиться Неисправность клапанной коробки
30 То же То же То же при включенном зажигании Задние колеса должны вращаться То же
31 2, 15 и 34 Клапаны правого переднего контура То же, что в п.29, но вывесить правое переднее колесо Колесо должно затормозиться То же
32 То же То же То же при включенном зажигании Колесо должно вращаться То же
33 2, 16 и 35 Клапаны левого переднего контура То же, что в п.29, но вывесить левое переднее колесо Колесо должно затормозиться То же
34 То же То же То же при включенном зажигании Колесо должно вращаться Неисправность клапанной коробки. После проверок не забудьте снять все перемычки!
35 32 и 1 Реле включения насоса АБС Эта и последующая проверки выполняются при подключенном разъеме ЭБУ АБС. Выключить зажигание, разъединить разъем насоса АБС, нажать 20 раз на педаль тормоза и включить зажигание Между выводами должно появиться напряжение около 12 В Сгорел F53, обрыв в цепях, дефект в реле. После проверки подключите разъем насоса.
36 9 и 10 Датчики аварийного давления и уровня жидкости в бачке АБС Проверить уровень жидкости в бачке, включить зажигание и дождаться выключения насоса. R<1,5 Ом Обрывы в цепях или дефекты в датчиках
37 9 и 10 Датчик аварийного давления Выключить зажигание и 20 раз нажать на тормоз R>100 кОм Если между выводами 3 и 5 пятиштырькового разъема на гидроблоке низкое сопротивление - дефект в датчике высокого давления
38 9 и 10 Датчик уровня тормозной жидкости в бачке АБС Включить зажигание, дождаться выключения насоса, выключить зажигание и вынуть датчик из бачка R>100 кОм Неисправен датчик уровня жидкости в бачке
39 - Насос АБС Выключить зажигание, нажать 20 раз на тормоз, отметить уровень жидкости в бачке, включить зажигание Уровень жидкости должен понизиться примерно на 10 мм Если насос работал, в нем есть механический дефект, если не включался, то возможен обрыв в цепях, F53 или дефект реле.
40 2 и 18 Главный клапан Соединить выводы перемычкой, вывесить задние колеса, нажать на тормоз при выключенном зажигании Должно ощутиться давление на ногу Неисправен клапан


Пояснения к правилам пользования таблицей

Измерения напряжения или сопротивления производятся между указанными во втором столбце выводами разъема ЭБУ АБС в колодке, расположенной на жгуте проводов. При этом только пп. 35 - 40 проверяются с подключенным блоком ЭБУ, а в остальных случаях разъем снят. Последний столбец указывает на возможную причину неисправности, если результаты измерений не соответствуют параметрам, указанным в 5-м столбце. Причем рассматриваются лишь случаи дефектов в узлах системы, а сам электронный блок предполагается исправным. Это тем более оправданно, что ремонт ЭБУ в домашних условиях невозможен, а заменить какой-либо узел целиком - вполне по силам самому автолюбителю. Если вы все сделаете правильно, то об этом вас известит погасшая через некоторое время после включения зажигания контрольная лампа АБС на щитке приборов.
И, в заключение, несколько рекомендаций, которые необходимо соблюдать при замене узлов. Еще раз повторим, что перед разъединением гидросистемы необходимо сбросить давление в ее аккумуляторе 20-кратным нажатием на педаль тормоза при выключенном зажигании.
Прокачка контуров, соединенных с насосом имеет свои особенности. Наденьте на штуцер прозрачный шланг и опустите его конец в баночку с тормозной жид костью. Нажмите на педаль тормоза, отверните штуцер для прокачки и включите зажигание. При этом заработает насос АБС, который выгонит воздух из системы. Как только прекратится выход пузырьков - отпустите педаль и заверните штуцер. Выключите зажигание.
При замене датчика вращения колес на новый нанесите предварительно слой смазки на поверхность посадочного гнезда и установите новое уплотнительное кольцо.
Конечно, АБС других моделей автомобилей отличаются от описанной выше, но общие принципы построения этих систем - те же, и, если вам удастся найти схему АБС для вашей машины, то, сравнив ее с показанной на рис.6, несложно скорректировать и таблицу диагностики.


Главная страница -----Начало этой----- ЭЛЕКТРОСХЕМЫ

Hosted by uCoz