Циркуляция охлаждающей жидкости
регулируется термостатом. Пока
двигатель холодный охлаждающая
жидкость циркулирует только в
головке цилиндров, а также в блоке
цилиндров и теплообменнике. При
нагревании жидкости термостат
открывает большой круг циркуляции.
Постоянно работающий насос
охлаждающей жидкости направляет
жидкость через радиатор.
Охлаждающая жидкость протекает
через радиатор сверху вниз и
охлаждается при этом проходящим
через оребрение радиатора
воздухом.
Если температура охлаждающей
жидкости находится в диапазоне
от+92' до +97 'С, то термовыключатель
включает вентилятор. Вентилятор
приводится от электродвигателя и
вращается до тех пор, пока
температура охлаждающей жидкости
не снизится до +94' - +91 'С.
Внимание: Электровентилятор может
включаться также и при выключенном
зажигании. Вследствие выделения
тепла в моторном отсеке возможно
многократное включение.
Благодаря не всегда работающему
вентилятору повышается полезная
мощность двигателя и уменьшается
расход топлива.
Автомобили с системой
кондиционирования или с
тягово-сцепным устройством для
прицепа из-за большей потребности
двигателя в охлаждении оснащаются
дополнительно вторым вентилятором.
Второй вентилятор приводится
клиновым ремнем от первого
вентилятора, поэтому при
включенном термовыключателе оба
они работают одновременно.
Внимание: Если тягово-сцепное
устройство для прицепа
устанавливается дополнительно, и в
связи с этим нагрузка на двигатель
возрастет, рекомендуется
одновременно устанавливать и
второй вентилятор.
Емкость
системы охлаждения, л:
4-х цилиндровый двигатель | ~ 6 |
Дизельный двигатель и двигатель мощьностью 100 кВт (136 л\с) | ~6,5 |
Двигатель мощностью 118 кВт (160 л\с) | ~5,5 |
:-и цилиндровый двигатель | ~10,5 |
1 -болт, 10
Нм
2 -кожух
3-балка замка
4 -кожух воздуховода
5 -держатель
6 -радиатор
7 -резиновая шайба
8-клиновой ремень
Только при дополнительном
оснащении
9 - распорный штифт
1 0 - направляющее кольцо
Обратить внимание на положение при
уста новке, крепится зажимами к
кронштейну вен тилятора.
1 1 - дополнительный вентилятор
Только при дополнительном
оснащении.
12 - кронштейн еентилятора
1 3 - соединительный штекер
14 - вентилятор
15 - расширительный бачок
16 - к трубопроводу охлаждающей
жидкости
17 - крышка расширительного бачка
Контрольное избыточное давление: 1,3
- 1,5 бар
18 - к соединительному патрубку
19 - шланг охпаждающей жидкости
нижний
20 - соединительный патрубок
21 - уплотнительное кольцо заменить.
22 - стопорная скоба
23 - шланг охлаждающей жидкости
верхний
24 - термовыключатель вентилятора, 35
Нм
Насос\термостат охлаждающей жидкости
Охлаждающая жидкость должна
заменяться только при ремонтах
системы охлаждения, при которых
жидкость сливается. Замена
жидкости в рамках ежегодного
обслуживания не предусмотрена. В
случае, если при ремонте заменяются
головка цилиндров, блок цилиндров,
уплотнительная прокладка головки
цилиндров, радиатор, теплообменник
или двигатель, то охлаждающая
жидкость каждый раз должна
заменяться. Это необходимо, так как
в процессе циркуляции
антикоррозионные добавки
осаждаются на новых деталях из
легкого металла и тем самым
образуют долговечный коррозионный
слой. В использовавшейся
охлаждающей жидкости
антикоррозионной добавки, как
правило, уже не достаточно, чтобы
образовать достаточный защитный
слой на новых деталях.
Внимание: Слитая охлаждающая
жидкость не должна применяться
снова. Охлаждающая жидкость
ядовита и не должна просто
выливаться или сдаваться с
бытовыми отходами. Администрации
районов и городов информируют о
том, где находятся ближайшие пункты
сбора специальных отходов.
° Выключатель системы отопления
салона установить на максимальную
мощность.
° Автомобиль поднять.
° Открыть крышку расширительного
бачка.
Внимание: При горячем двигателе
перед снятием крышки наложить
толстую тряпку, чтобы не обвариться
горячей жидкостью или паром. Крышку
снимать только при температуре
ниже +90 'С.
° Под сливным отверстие радиатора
поставить чистый сосуд для слива
охлаждающей жидкости.
4-цилиндровый двигатель: хомуты -1- у
выступов сжать щипцами и разжать.
Шланги снять и охлаждающую
жидкость полностью слить.
° 6-цилиндровый двигатель:
вывернуть пробку сливного
отверстия-25-(рисунок N19-0014) из
трубопровода охлаждаю щей
жидкости. Внимание: для
направленного слива трубопровод
слегка развернуть.
° Надеть шланги охлаждающей
жидкости, затянуть хомуты.
° Автомобиль опустить
° Залить новую охлаждающую
жидкость до отметки на
расширительном бачке.
° 6-и цилиндровый двигатель: шланг
охлаждающей жидкости вверху у
радиатора нажать вниз.
° Расширительный бачок закрыть.
° Двигатель запустить и довести до
рабочей температуры, пока не
включится электровентилятор.
° Проверить уровень охлаждающей
жидкости и при необходимости
добавить чуть выше отметки МАХ. При
рабочей температуре двигателя
уровень охпаждаюшей жидкости
должен быть немного выше отметки
МАХ, а при холодном двигателе он
должен располагаться между
отметками МАХ и МIN.
4-цилиндровый двигатель
° Автомобили с усилителем рулевого
механизма: снять клиновой ремень,
крыльчатый насос
гидроусилителя наклонить вперед,
° Поставить подходящий сосуд под
насос охлаждающей жидкости.
° Отвернуть крепление фланца
термостата -2-, охлаждающую жидкость
слить в сосуд.
° Термостат вынуть.
Проверка
° Измерить размер - а - у термостата,
смотри рисунок 19-003.
° Из-за высокой температуры кипения
нагревать термостат в ванночке для
охлаждающей жидкости. При этом
термостат не должен касаться
стенок емкости.
° Температуру контролировать
термометром. Начало открытия
клапана термостата примерно
+85 'С, окончание открытия
-примерно+105 С.
° После нагревания термостата до 105'
С размер - b- по сравнению с размером
а- должен быть больше по меньшей
мере на 7 мм.
° Уплотнительное кольцо заменить,
термостат вставить и привернуть
крышку, залить охлаждающую
жидкость.
° Если снят, установить клиновой
ремень привода насоса усилителя
рулевого механизма.
° Двигатель запустить и оставить
работать, пока клапан термостата не
откроется. Проверить
уплотнительную прокладку крышки и
шланг охлаждающей жидкости на
герметичность.
4-цилиндровый двигатель
· Слить охлаждающую
жидкость в подходящую емкость.
· Снять термостат.
· Отпустить болты клиноременного
шкива, для чего клиновой ремень
прижать и удерживать.
· Клиновой ремень снять,
· Отпустить хомуты шлангов
охлаждающей жидкости у насоса
охлаждающей жидкости.
· Снять шланги охлаждающей
жидкости, вывернуть болты
крепления и снять насос.
· Вращая вал насоса, проверить его
на легкость хода.
· При повреждении, а также при не
герметичности уплотнения
подшипника насоса, заменить весь
узел насоса охлаждающей жидкости.
· Установить насос охлаждающей
жидкости с новым уплотнительным
кольцом и привернуть моментом 20 Нм.
Внимание: Если заменялись только
бумажная уплотнительная прокладка
или корпус подшипника с колесом
насоса, то корпус подшипника
привернуть моментом 10 Нм. При этом
болты ни в коем случае сильно не
затягивать.
· Установить термостат.
· Надеть шланги охлаждающей
жидкости и затянуть хомуты.
· Привернуть шкив клинового ремня.
· Установить клиновой ремень,
· Залить новую охлаждающую
жидкость.
· После контрольной поездки:
проверить на герметичность шланги
и насос охлаждающей жидкости.
Термовыключатель необходимо
проверить, если при горячем
двигателе вентилятор не
включается. Предпосылка для
проверки: термостат, радиатор и
крышка системы охлаждения в
порядке.
Термовыключатель
электровентилятора находится
слева внизу у радиатора.
Термовыключатель имеет 2 ступени
включения. При повышенной
температуре он включает вентилятор
на повышенную скорость, смотри
таблицу.
Выключатель (обозначение клемм) |
Температура 'С | |
Включение | Выключение | |
1= ступень 1 | 92-97 | 84-91 |
2= ступень 2 | 99-105 | 91-98 |
+= подводящий провод |
· Проверить предохранитель №- 19,
при необходимости заменить.
· Проверить, горячий ли вообще
радиатор в зоне термовыключателя.
· Вытащить штекер
термовыключателя, клеммы трех
проводов к термовыкпючателю
соединить с коротким контрольным
проводом. На штекере подводящего
провода соединить сперва клемму +
(плюс) с клеммой 1, затем с клеммой 2.
Если вентилятор в обоих случаях
вращается, то термовыключатель
заменить.
· Если вентилятор не вращается, или
вращается только в одном случае, то
проверить электрические провода в
соответствии с электрической
схемой. Затем проверить соединения
на качество контакта и надежность
крепления. При необходимости
заменить двигатель вентилятора.
·
Моментзатяжкитермовыключателя:25Нм.
· Проверить функционирование
нового термовыключателя. Двигатель
прогреть и оставить работать на
холостом ходу, пока вентилятор не
включится.
· Охлаждающую жидкость слить в
подходящую емкость.
· Отсоединить электрические
штекеры у термовыключателя слева
внизу радиатора и у
электродвигателя вентилятора.
Отпустить стяжные хомуты проводов.
· Снять верхний и нижний шланги
охлаждающей жидкости с радиатора,
предварительно отпустив хомуты.
· Отвернуть верхний кожух
радиатора у балки замка.
· Отвернуть у радиатора внизу слева
и справа по одному болту у
резинометаллической подушки и
снять гайки с шайбами.
· Вывернуть 2 болта крепления
верхних держателей радиатора из
балки замка.
· Радиатор наклонить назад и
вытащить в сборе с вентилятором и
кронштейном вентилятора.
· Изношенные резиновые втулки и
резинометаллические подушки
заменить.
· Радиатор с вентилятором вставить
сверху и привернуть внизу моментом
10 Нм.
· Верхние держатели радиатора
также привернуть моментом 10 Нм.
Радиатор не должен находиться под
большой нагрузкой.
· Надеть верхний и нижний шланги
охлаждающей жидкости и закрепить
хомутами.
· Подсоединить электрические
провода вентилятора и
термовыключателя, закрепить
провода стяжными хомутами.
· Залить новую охлаждающую
жидкость.
Внимание: Если устанавливается
новый радиатор, то должна
заменяться вся охлаждающая
жидкость.
После контрольной поездки
проверить на герметичность все
соединения радиатора со шлангами
охлаждающей жидкости.
ПРОВЕРКА
СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ
Не герметичность системы
охлаждения и функционирование
предохранительного клапана в
крышке радиатора могут быть
проверены прибором V.A.G. 1274 и 1274\4.
· Прибор установить на заливную
горловину расширительного бачка.
Ручным насосом прибора создать
избыточное давление примерно 1 бар
и держать. Если давление падает,
проверить систему охлаждения
визуально на герметичность и
устранить место протечки.
· Для проверки предохранительного
клапана в крышке расширительного
бачка одеть прибор на крышку.
Создать с помощью ручного насоса
давление. При избыточном давлении
1,3- 1,5 бар предохранительный клапан
должен открываться.
Во всех бензиновых двигателях,
кроме имеющих обозначение 1F и RР
(двигатели с системой Моno-Jetronic),
предусмотрено дополнительное
включение вентилятора во избежание
чрезмерного повышения температуры
в моторном отсеке и соответственно
для охлаждения клапанных форсунок,
благодаря чему пусковые качества
горячего двигателя улучшаются.
Если после выключения горячего
двигателя температура в зоне
впускного коллектора поднимается
выше
+110'С, датчик температуры подключает
реле времени (J-138) на массу итем
самым включает первую ступень
вентилятора радиатора. После
уменьшения температуры ниже
+103'С датчик температуры разрывает
связь реле с массой, и вентилятор
выключается. Благодаря выделению
теплоты в моторном отсеке этот
процесс может многократно
повторяться. Датчик температуры
находится рядом с впускным
коллектором, реле времени имеет
обозначение 220 и располагается над
платой реле центрального
распределительного устройства.
Проверка
· Зажигание включить и выключить.
Внимание: Поскольку реле времени
после включения - выключения
зажигания находится в рабочем
состоянии только 10 минут, проверку
выполнять в течение этого
интервала времени.
· Отсоединить провод от датчика
температуры и подключить его к
массе. Вентилятор должен
включиться в работу на первой
ступени.
· В противном случае проверить
провода в соответствии с
электрической схемой, при
необходимости заменить реле
времени.
В зависимости от модели и
исполнения автомобили VW Passat
оснащены сигнализатором низкого
уровня охлаждающей жидкости. Для
этого в расширительном бачке
установлен датчик.
Проверка
· Уровень охлаждающей жидкости
должен соответствовать норме, при
необходимости уровень пополнить.
· Включить зажигание, двигатель не
запускать. Контрольная лампа на
щитке приборов должна коротко
мигнуть, а затем погаснуть. Если
контрольная лампа мигает
постоянно, отсоединить штекер у
датчика расширительного бачка.
Контакты штекера соединить
короткой перемычкой. Если теперь
контрольная лампа погасла, то
датчик заменить.
· Подсоединить штекер к датчику
расширительного бачка. Через
короткое время контрольная лампа
должна мигнуть.
· Если контрольная лампа не мигает,
включить зажигание. Снять реле в
позиции 5 центрального
распределительного устройства.
Реле обозначено цифрой 43. Соединить
клемму 4/31 с клеммой 38 на колодке
реле короткой перемычкой или в
качестве пробы вставить новое реле.
Включить зажигание. Если
контрольная лампа мигнула, то реле
заменить. В противном случае найти
обрыв провода, руководствуясь
электрической схемой.
Дизельный двигатель с
газотурбинным наддувом
В системе охлаждения дизельного
двигателя с наддувом рядом с
картером коробки передач
установлен дополнительный насос
охлаждающей жидкости -стрелка-.
Насос включается после остановки
двигателя при температуре
охлаждающей жидкости свыше+107'С и
поддерживает циркуляцию жидкости.
Благодаря этому устраняется прежде
всего перегрев в области
турбонагнетателя.
При пуске двигателя (пока работает
стартер) этот насос также
включается, с тем чтобы
предотвратить его дефект из-за
длительного простоя (например, в
зимнее время).
· Шланги охлаждающей жидкости
исследовать на пористость путем их
сжимания и изгиба, зачерствевшие
шланги заменить.
· Шланги должны быть надеты на
соединительные патрубки до конца.
· Проверить надежность крепления
шлангов хомутами.
· Проконтролировать
уплотнительную прокладку крышки
расширительного бачка на
отсутствие повреждений.
· Двигатель прогреть и проверить,
не выступает ли охлаждающая
жидкость в зоне насоса охлаждающей
жидкости.
· Если при горячем двигателе из
отверстия снизу насоса вытекает
охлаждающая жидкость, то, как
правило, имеет место дефект
сальника. В этом случае насос в
комплекте заменить.
· Разыскать место течи иногда очень
трудно. В этом случае рекомендуется
проверка системы охлаждения
давлением в условиях мастерской
(необходим специальный прибор). При
этом заодно можно проверить клапан
избыточного давления в крышке
расширительного бачка.
Уровень охлаждающей жидкости
должен проверяться регулярно, по
меньшей мере, перед каждой большой
поездкой. Слишком низкий уровень
охлаждающей жидкости в автомобилях
с сигнализатором низкого уровня
охлаждающей жидкости вызывает
продолжительное мигание
сигнализатора на щитке приборов.
· Проверить уровень охлаждающей
жидкости при неработающем
двигателе.
· Уровень охлаждающей жидкости при
холодном двигателе должен
располагаться между отметками
"МАХ" и "МIN"
расширительного бачка. При
прогретом двигателе уровень
охлаждающей жидкости может
располагаться несколько выше
отметки "МАХ".
Внимание: Крышку расширительного
бачка при горячем двигателе
открывать с осторожностью.
Опасность ожога паром! Перед
открытием крышки положить на неё
тряпку. По возможности открывать
крышку при температуре охлаждающей
жидкости ниже +90 С.
· При открывании крышку сначала
отвернуть лишь на один оборот,
чтобы сбросить избыточное
давление. После этого крышку
отвернуть до конца и снять.
· Чтобы избежать повреждения
двигателя, холодную охлаждающую
жидкость доливать только при
холодном двигателе.
· Для пополнения уровня
охпаждающей жидкости, в том числе и
в теплое время года, применять
только смесь мягкой чистой воды и
оригинального антифриза V.A.G. G011-V8C.
Внимание: для того, чтобы иметь
возможность продолжить поездку,
можно также, особенно летом,
допивать чистую воду. Однако после
этого необходимо как можно скорее
довести концентрацию антифриза в
охлаждающей жидкости до требуемого
уровня.
· Если уровень охлаждающей
жидкости за короткое время
опускается ниже отметки "MIN",
произвести визуальную проверку
системы охлаждения на
герметичность.
Регулярно перед наступлением зимы
необходимо проверять концентрацию
антифриза в охлаждающей жидкости
системы охлаждения.
· двигатель прогреть, пока
расширительный бачок не станет на
ощупь теплым.
· Крышку расширительного бачка
открывать осторожно. Внимание: Не
открывать крышку при горячем
двигателе, смотри раздел "Проверка
уровня охлаждающей жидкости".
· Всосать денсиметром охлаждающую
жидкость и по положению поплавка
определить ее плотность. В наших
широтах концентрация антифриза
должна предотвращать замерзание
охлаждающей жидкости по меньшей
мере до температуры -25'С.
Добавление антифриза
фирмы V.A.G..
Для зашиты от замерзания до
температуры - 25'С в охлаждаюoей
жидкости должно находиться 40%
антифриза. Если охлаждающая
жидкость, не замерзая, должна
выдерживать температуру до - 35 С, то
соотношение антифриза и воды
должно составлять 1:1. Применять
только оригинальный антифриз фирмы
V.A.G. марки G-O11-V8C. Приведенная ниже
таблица показывает, сколько
необходимо добавлять антифриза,
чтобы обеспечить благоприятное
соотношение антифриза и воды.
Пример: Измерение концентрации
антифриза в системе охлаждения
4-цилиндрового двигателя показало,
что охлаждающая жидкость
гарантирована от замерзания до
температуры- 5'С. В этом случае из
системы охлаждения нужно слить 3 л
охлаждающей жидкости и залить в
систему 3 л чистого антифриза. В
результате охлаждающая жидкость не
будет замерзать до температуры -
25'С. Чтобы предохранить жидкость от
замерзания до температуры-35'С,
необходимо заменить чистым
антифризом 3,5 л охлаждающей
жидкости.
Температура замерзания жидкости 'C |
Заменить чистым антифризом л. |
||
Измеренная |
Должна быть |
4-х цил. двигатель | 6-и цил. двигатель |
0 | -25 | 3,5 | 4,0 |
-35 | 4,0 | 5,0 | |
-5 | -25 | 3,0 | 5,0 |
-35 | 3,5 | 4,5 | |
-10 | -25 | 2,0 | 3,0 |
-35 | 3,0 | 4,0 | |
-15 | -25 | 1,5 | 2,0 |
-35 | 2,0 | 3,0 | |
-20 | -25 | 1,0 | 1,5 |
-35 | 1,5 | 2,0 | |
-25 | -35 | 1,0 | 1,5 |
· Закрыть крышку расширительного
бачка и после контрольной поездки
снова проверить концентрацию
антифриза в охлаждающей жидкости.
Система охлаждения круглогодично
заполняется смесью воды и
антифриза V.A.G. G011-V8C. Наряду с
понижением температуры замерзания
охлаждаюoей жидкости средство G011-V8C
препятствует образованию ржавчины
и коррозии, отложению солей и, кроме
того, повышает температуру кипения
охлаждающей жидкости. В системе
охлаждения из-за расширения
жидкости при нагревании создается
повышенное давление, что также
ведет к повышению температуры
кипения охлаждающей жидкости.
Давление ограничивается
расположенным в крышке
расширительного бачка клапаном,
который открывается при давлении
1,2-1,5 бар. Для безупречного
функционирования системы
охлаждения двигателя требуется
повышенная температура кипения
охлаждающей жидкости. При низкой
температуре кипения может
образоваться паровая пробка, в
результате чего циркуляция
жидкости уменьшается и охлаждение
двигателя ухудшается. Поэтому
система охлаждения круглогодично
обязательно должна заполняться
смесью воды и добавок к ней.
В качестве добавок к воде
необходимо применять только
средство G011-V8C или концентрат с
отметкой "в соответствии с TL VW 774
В".
Температура замерзания жидкости 'C |
G011-V8C | Вода |
-25 | ~40 | ~50 |
-35 | ~50 | ~60 |
-40 | ~60 | ~40 |
Температура замерзания
охлаждающей жидкости в наших
широтах должна быть не выше - 25'С.
Неисправность: температура охлаждающей жидкости слишком высокая, при горячем двигателе мигает предупреждающий сигнал.
Причина |
Устранение неисправности |
Слишком мало жидкости в системе охлаждения | Расширительный бачёк должен быть заполнен до метки "MAX", проверить систему на герметичность |
Не открывается термостат | Проверить становится ли тёплым верхний шланг охлаждающей жидкости у радиатора. Если нет, то проверить термостат, при необходимости заменить |
Дефект насоса охлаждающей жидкости | Снять насос охлаждающей жидкости и проверить |
Девект датчика указателя температуры охлаждающей жидкости | Проверить датчик |
Девект указателя температуры охлаждающей жидкости | Проверить показывающий прибор |
Дефект крышки расширительного бачка | Проверить крышку давлением (работа в мастерской) |
Слабое натяжения ремня насоса | Проверить и отрегулировать |
Загрязнено оребрение радиатора | Продуть радиатор сжатым воздухом со стороны двигателя или водой из шланга |
Отложение солей и ржавчины внутри радиатора. Радиатор тёплый только в верхней части, нижний шланг у радиатора не нагривается | Радиатор заменить |
Электровентилятор не вращается |
|