СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ

 

 

 


Циркуляция охлаждающей жидкости


Циркуляция охлаждающей жидкости регулируется термостатом. Пока двигатель холодный охлаждающая жидкость циркулирует только в головке цилиндров, а также в блоке цилиндров и теплообменнике. При нагревании жидкости термостат открывает большой круг циркуляции. Постоянно работающий насос охлаждающей жидкости направляет жидкость через радиатор. Охлаждающая жидкость протекает через радиатор сверху вниз и охлаждается при этом проходящим через оребрение радиатора воздухом.

Если температура охлаждающей жидкости находится в диапазоне от+92' до +97 'С, то термовыключатель включает вентилятор. Вентилятор приводится от электродвигателя и вращается до тех пор, пока температура охлаждающей жидкости не снизится до +94' - +91 'С.

Внимание: Электровентилятор может включаться также и при выключенном зажигании. Вследствие выделения тепла в моторном отсеке возможно многократное включение.

Благодаря не всегда работающему вентилятору повышается полезная мощность двигателя и уменьшается расход топлива.

Автомобили с системой кондиционирования или с тягово-сцепным устройством для прицепа из-за большей потребности двигателя в охлаждении оснащаются дополнительно вторым вентилятором. Второй вентилятор приводится клиновым ремнем от первого вентилятора, поэтому при включенном термовыключателе оба они работают одновременно.

Внимание: Если тягово-сцепное устройство для прицепа устанавливается дополнительно, и в связи с этим нагрузка на двигатель возрастет, рекомендуется одновременно устанавливать и второй вентилятор.

Емкость системы охлаждения, л:

4-х цилиндровый двигатель ~ 6
Дизельный двигатель и двигатель мощьностью 100 кВт (136 л\с) ~6,5
Двигатель мощностью 118 кВт (160 л\с) ~5,5
:-и цилиндровый двигатель ~10,5

Четырёх цилиндровый двигатель с системой впрыскивания1 -болт, 10 Нм
2 -кожух
3-балка замка
4 -кожух воздуховода
5 -держатель
6 -радиатор
7 -резиновая шайба
8-клиновой ремень
Только при дополнительном оснащении
9 - распорный штифт
1 0 - направляющее кольцо
Обратить внимание на положение при уста новке, крепится зажимами к кронштейну вен тилятора.
1 1 - дополнительный вентилятор
Только при дополнительном оснащении.
12 - кронштейн еентилятора
1 3 - соединительный штекер
14 - вентилятор
15 - расширительный бачок
16 - к трубопроводу охлаждающей жидкости
17 - крышка расширительного бачка
Контрольное избыточное давление: 1,3 - 1,5 бар
18 - к соединительному патрубку
19 - шланг охпаждающей жидкости нижний
20 - соединительный патрубок
21 - уплотнительное кольцо заменить.
22 - стопорная скоба
23 - шланг охлаждающей жидкости верхний
24 - термовыключатель вентилятора, 35 Нм

Насос\термостат охлаждающей жидкости

4-х цилиндровый двигатель
1 - датчик температуры, 10 Нм
2 - термовыключатель, 10 Нм
Для автоматики пуска двигателя.
3 - соединительный патрубок
4 - стопорная скоба
5 - термовыключатель, 10 Нм
Для подогревателя впускного воздуха
6 - уплотнительное кольцо
7 - болт, 10 Нм
8 - болт, 20 Нм
9 - насос охлаждаюшей жидкости
10 - уплотнительная прокладка
11 - шланг охлаждаюшей жидкости нижний
12 - термостат
Начало открытия примерно +85 'С; конец - примерно + 105 'С; ход клапана не менее 7 мм.
13 - шланг охлаждаюшей жидкости верхний
14 - трубопровод охлаждаюшей жидкости
15 - к расширительному бачку
16 - к теплообменнику
17 - от теплообменника

1 - болт, 25 Нм
2 - ременный шкив
3 - болт, 20 Нм
4 - насос охлаждаюшей жидкости
5 - уплотнительное кольцо
6 - патрубок дроссельной заслонки
7 - от головки цилиндров

8 - насос охлаждаюшей жидкости в конту ре теплообменника

9 - соединительный штекер
10 - стопорная скоба
1 1 - датчик температуры
Для системы кондиционирования.
12 - от теплообменника
13 - к теплообменнику
14 - крышка расширительного бачка
15 - кожух
16 - болт, 10 Нм
17 - расширительный бачок
18 - шланг охлаждаюшей жидкости верхний
19 - шланг охлаждаошей жидкости нижний
20 - радиатор трансмиссионного масла Только при наличии автоматической коробки передач.
21 - корпус термостата
Начало открытия примерно +85 'С; конец - примерно +105 С; ход клапана не менее 7 мм.

Замена охлаждающей жидкости


Охлаждающая жидкость должна заменяться только при ремонтах системы охлаждения, при которых жидкость сливается. Замена жидкости в рамках ежегодного обслуживания не предусмотрена. В случае, если при ремонте заменяются головка цилиндров, блок цилиндров, уплотнительная прокладка головки цилиндров, радиатор, теплообменник или двигатель, то охлаждающая жидкость каждый раз должна заменяться. Это необходимо, так как в процессе циркуляции антикоррозионные добавки осаждаются на новых деталях из легкого металла и тем самым образуют долговечный коррозионный слой. В использовавшейся охлаждающей жидкости антикоррозионной добавки, как правило, уже не достаточно, чтобы образовать достаточный защитный слой на новых деталях.

Внимание: Слитая охлаждающая жидкость не должна применяться снова. Охлаждающая жидкость ядовита и не должна просто выливаться или сдаваться с бытовыми отходами. Администрации районов и городов информируют о том, где находятся ближайшие пункты сбора специальных отходов.


СЛИВ ОХЛ. ЖИДКОСТИ


° Выключатель системы отопления салона установить на максимальную мощность.
° Автомобиль поднять.
° Открыть крышку расширительного бачка.
Внимание: При горячем двигателе перед снятием крышки наложить толстую тряпку, чтобы не обвариться горячей жидкостью или паром. Крышку снимать только при температуре ниже +90 'С.
° Под сливным отверстие радиатора поставить чистый сосуд для слива охлаждающей жидкости.
4-цилиндровый двигатель: хомуты -1- у выступов сжать щипцами и разжать. Шланги снять и охлаждающую жидкость полностью слить.
° 6-цилиндровый двигатель: вывернуть пробку сливного отверстия-25-(рисунок N19-0014) из трубопровода охлаждаю щей жидкости. Внимание: для направленного слива трубопровод слегка развернуть.


Заполнение системы охлаждения


° Надеть шланги охлаждающей жидкости, затянуть хомуты.
° Автомобиль опустить
° Залить новую охлаждающую жидкость до отметки на расширительном бачке.
° 6-и цилиндровый двигатель: шланг охлаждающей жидкости вверху у радиатора нажать вниз.
° Расширительный бачок закрыть.
° Двигатель запустить и довести до рабочей температуры, пока не включится электровентилятор.
° Проверить уровень охлаждающей жидкости и при необходимости добавить чуть выше отметки МАХ. При рабочей температуре двигателя уровень охпаждаюшей жидкости должен быть немного выше отметки МАХ, а при холодном двигателе он должен располагаться между отметками МАХ и МIN.

Снятие и установка / проверка термостата

4-цилиндровый двигатель


Снятие


° Автомобили с усилителем рулевого механизма: снять клиновой ремень, крыльчатый насос гидроусилителя наклонить вперед,
° Поставить подходящий сосуд под насос охлаждающей жидкости.
° Отвернуть крепление фланца термостата -2-, охлаждающую жидкость слить в сосуд.
° Термостат вынуть.

Проверка

° Измерить размер - а - у термостата, смотри рисунок 19-003.
° Из-за высокой температуры кипения нагревать термостат в ванночке для охлаждающей жидкости. При этом термостат не должен касаться стенок емкости.

° Температуру контролировать термометром. Начало открытия клапана термостата примерно +85 'С, окончание открытия -примерно+105 С.
° После нагревания термостата до 105' С размер - b- по сравнению с размером а- должен быть больше по меньшей мере на 7 мм.


Установка


° Уплотнительное кольцо заменить, термостат вставить и привернуть крышку, залить охлаждающую жидкость.

° Если снят, установить клиновой ремень привода насоса усилителя рулевого механизма.

° Двигатель запустить и оставить работать, пока клапан термостата не откроется. Проверить уплотнительную прокладку крышки и шланг охлаждающей жидкости на герметичность.


Снятие и установка насоса охлаждающей жидкости


4-цилиндровый двигатель


Снятие

· Слить охлаждающую жидкость в подходящую емкость.
· Снять термостат.
· Отпустить болты клиноременного шкива, для чего клиновой ремень прижать и удерживать.
· Клиновой ремень снять,
· Отпустить хомуты шлангов охлаждающей жидкости у насоса охлаждающей жидкости.
· Снять шланги охлаждающей жидкости, вывернуть болты крепления и снять насос.
· Вращая вал насоса, проверить его на легкость хода.
· При повреждении, а также при не герметичности уплотнения подшипника насоса, заменить весь узел насоса охлаждающей жидкости.


Установка


· Установить насос охлаждающей жидкости с новым уплотнительным кольцом и привернуть моментом 20 Нм.

Внимание: Если заменялись только бумажная уплотнительная прокладка или корпус подшипника с колесом насоса, то корпус подшипника привернуть моментом 10 Нм. При этом болты ни в коем случае сильно не затягивать.

· Установить термостат.
· Надеть шланги охлаждающей жидкости и затянуть хомуты.
· Привернуть шкив клинового ремня.
· Установить клиновой ремень,
· Залить новую охлаждающую жидкость.
· После контрольной поездки: проверить на герметичность шланги и насос охлаждающей жидкости.


Проверка термовыключателя электровентилятора


Термовыключатель необходимо проверить, если при горячем двигателе вентилятор не включается. Предпосылка для проверки: термостат, радиатор и крышка системы охлаждения в порядке.

Термовыключатель электровентилятора находится слева внизу у радиатора. Термовыключатель имеет 2 ступени включения. При повышенной температуре он включает вентилятор на повышенную скорость, смотри таблицу.


Выключатель

(обозначение клемм)

Температура 'С
Включение Выключение
1= ступень 1 92-97 84-91
2= ступень 2 99-105 91-98
+= подводящий провод    


· Проверить предохранитель №- 19, при необходимости заменить.
· Проверить, горячий ли вообще радиатор в зоне термовыключателя.
· Вытащить штекер термовыключателя, клеммы трех проводов к термовыкпючателю соединить с коротким контрольным проводом. На штекере подводящего провода соединить сперва клемму + (плюс) с клеммой 1, затем с клеммой 2. Если вентилятор в обоих случаях вращается, то термовыключатель заменить.
· Если вентилятор не вращается, или вращается только в одном случае, то проверить электрические провода в соответствии с электрической схемой. Затем проверить соединения на качество контакта и надежность крепления. При необходимости заменить двигатель вентилятора.
· Моментзатяжкитермовыключателя:25Нм.
· Проверить функционирование нового термовыключателя. Двигатель прогреть и оставить работать на холостом ходу, пока вентилятор не включится.


Снятие и установка радиатора


Снятие


· Охлаждающую жидкость слить в подходящую емкость.
· Отсоединить электрические штекеры у термовыключателя слева внизу радиатора и у электродвигателя вентилятора. Отпустить стяжные хомуты проводов.
· Снять верхний и нижний шланги охлаждающей жидкости с радиатора, предварительно отпустив хомуты.
· Отвернуть верхний кожух радиатора у балки замка.
· Отвернуть у радиатора внизу слева и справа по одному болту у резинометаллической подушки и снять гайки с шайбами.
· Вывернуть 2 болта крепления верхних держателей радиатора из балки замка.
· Радиатор наклонить назад и вытащить в сборе с вентилятором и кронштейном вентилятора.


Установка


· Изношенные резиновые втулки и резинометаллические подушки заменить.
· Радиатор с вентилятором вставить сверху и привернуть внизу моментом 10 Нм.
· Верхние держатели радиатора также привернуть моментом 10 Нм. Радиатор не должен находиться под большой нагрузкой.
· Надеть верхний и нижний шланги охлаждающей жидкости и закрепить хомутами.
· Подсоединить электрические провода вентилятора и термовыключателя, закрепить провода стяжными хомутами.
· Залить новую охлаждающую жидкость.

Внимание: Если устанавливается новый радиатор, то должна заменяться вся охлаждающая жидкость.
После контрольной поездки проверить на герметичность все соединения радиатора со шлангами охлаждающей жидкости.


ПРОВЕРКА СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ


Не герметичность системы охлаждения и функционирование предохранительного клапана в крышке радиатора могут быть проверены прибором V.A.G. 1274 и 1274\4.

· Прибор установить на заливную горловину расширительного бачка. Ручным насосом прибора создать избыточное давление примерно 1 бар и держать. Если давление падает, проверить систему охлаждения визуально на герметичность и устранить место протечки.
· Для проверки предохранительного клапана в крышке расширительного бачка одеть прибор на крышку. Создать с помощью ручного насоса давление. При избыточном давлении 1,3- 1,5 бар предохранительный клапан должен открываться.


Проверка дополнительного включения вентилятора


Во всех бензиновых двигателях, кроме имеющих обозначение 1F и RР (двигатели с системой Моno-Jetronic), предусмотрено дополнительное включение вентилятора во избежание чрезмерного повышения температуры в моторном отсеке и соответственно для охлаждения клапанных форсунок, благодаря чему пусковые качества горячего двигателя улучшаются. Если после выключения горячего двигателя температура в зоне впускного коллектора поднимается выше
+110'С, датчик температуры подключает реле времени (J-138) на массу итем самым включает первую ступень вентилятора радиатора. После уменьшения температуры ниже
+103'С датчик температуры разрывает связь реле с массой, и вентилятор выключается. Благодаря выделению теплоты в моторном отсеке этот процесс может многократно повторяться. Датчик температуры находится рядом с впускным коллектором, реле времени имеет обозначение 220 и располагается над платой реле центрального распределительного устройства.

Проверка

· Зажигание включить и выключить.
Внимание: Поскольку реле времени после включения - выключения зажигания находится в рабочем состоянии только 10 минут, проверку выполнять в течение этого интервала времени.

· Отсоединить провод от датчика температуры и подключить его к массе. Вентилятор должен включиться в работу на первой ступени.
· В противном случае проверить провода в соответствии с электрической схемой, при необходимости заменить реле времени.


Проверка сигнализатора низкого уровня охлаждающей жидкости


В зависимости от модели и исполнения автомобили VW Passat оснащены сигнализатором низкого уровня охлаждающей жидкости. Для этого в расширительном бачке установлен датчик.

Проверка

· Уровень охлаждающей жидкости должен соответствовать норме, при необходимости уровень пополнить.
· Включить зажигание, двигатель не запускать. Контрольная лампа на щитке приборов должна коротко мигнуть, а затем погаснуть. Если контрольная лампа мигает постоянно, отсоединить штекер у датчика расширительного бачка. Контакты штекера соединить короткой перемычкой. Если теперь контрольная лампа погасла, то датчик заменить.
· Подсоединить штекер к датчику расширительного бачка. Через короткое время контрольная лампа должна мигнуть.
· Если контрольная лампа не мигает, включить зажигание. Снять реле в позиции 5 центрального распределительного устройства. Реле обозначено цифрой 43. Соединить клемму 4/31 с клеммой 38 на колодке реле короткой перемычкой или в качестве пробы вставить новое реле. Включить зажигание. Если контрольная лампа мигнула, то реле заменить. В противном случае найти обрыв провода, руководствуясь электрической схемой.


Проверка дополнительного насоса охлаждающей жидкости


Дизельный двигатель с газотурбинным наддувом

В системе охлаждения дизельного двигателя с наддувом рядом с картером коробки передач установлен дополнительный насос охлаждающей жидкости -стрелка-.

Насос включается после остановки двигателя при температуре охлаждающей жидкости свыше+107'С и поддерживает циркуляцию жидкости. Благодаря этому устраняется прежде всего перегрев в области турбонагнетателя.

При пуске двигателя (пока работает стартер) этот насос также включается, с тем чтобы предотвратить его дефект из-за длительного простоя (например, в зимнее время).


Обслуживание системы охлаждения

Визуальная проверка герметичности


· Шланги охлаждающей жидкости исследовать на пористость путем их сжимания и изгиба, зачерствевшие шланги заменить.
· Шланги должны быть надеты на соединительные патрубки до конца.
· Проверить надежность крепления шлангов хомутами.
· Проконтролировать уплотнительную прокладку крышки расширительного бачка на отсутствие повреждений.
· Двигатель прогреть и проверить, не выступает ли охлаждающая жидкость в зоне насоса охлаждающей жидкости.
· Если при горячем двигателе из отверстия снизу насоса вытекает охлаждающая жидкость, то, как правило, имеет место дефект сальника. В этом случае насос в комплекте заменить.
· Разыскать место течи иногда очень трудно. В этом случае рекомендуется проверка системы охлаждения давлением в условиях мастерской (необходим специальный прибор). При этом заодно можно проверить клапан избыточного давления в крышке расширительного бачка.


Проверка уровня охлаждающей жидкости


Уровень охлаждающей жидкости должен проверяться регулярно, по меньшей мере, перед каждой большой поездкой. Слишком низкий уровень охлаждающей жидкости в автомобилях с сигнализатором низкого уровня охлаждающей жидкости вызывает продолжительное мигание сигнализатора на щитке приборов.

· Проверить уровень охлаждающей жидкости при неработающем двигателе.

· Уровень охлаждающей жидкости при холодном двигателе должен располагаться между отметками "МАХ" и "МIN" расширительного бачка. При прогретом двигателе уровень охлаждающей жидкости может располагаться несколько выше отметки "МАХ".

Внимание: Крышку расширительного бачка при горячем двигателе открывать с осторожностью. Опасность ожога паром! Перед открытием крышки положить на неё тряпку. По возможности открывать крышку при температуре охлаждающей жидкости ниже +90 С.

· При открывании крышку сначала отвернуть лишь на один оборот, чтобы сбросить избыточное давление. После этого крышку отвернуть до конца и снять.
· Чтобы избежать повреждения двигателя, холодную охлаждающую жидкость доливать только при холодном двигателе.
· Для пополнения уровня охпаждающей жидкости, в том числе и в теплое время года, применять только смесь мягкой чистой воды и оригинального антифриза V.A.G. G011-V8C.

Внимание: для того, чтобы иметь возможность продолжить поездку, можно также, особенно летом, допивать чистую воду. Однако после этого необходимо как можно скорее довести концентрацию антифриза в охлаждающей жидкости до требуемого уровня.

· Если уровень охлаждающей жидкости за короткое время опускается ниже отметки "MIN", произвести визуальную проверку системы охлаждения на герметичность.


Проверка антифриза


Регулярно перед наступлением зимы необходимо проверять концентрацию антифриза в охлаждающей жидкости системы охлаждения.
· двигатель прогреть, пока расширительный бачок не станет на ощупь теплым.
· Крышку расширительного бачка открывать осторожно. Внимание: Не открывать крышку при горячем двигателе, смотри раздел "Проверка уровня охлаждающей жидкости".
· Всосать денсиметром охлаждающую жидкость и по положению поплавка определить ее плотность. В наших широтах концентрация антифриза должна предотвращать замерзание охлаждающей жидкости по меньшей мере до температуры -25'С.


Добавление антифриза фирмы V.A.G..


Для зашиты от замерзания до температуры - 25'С в охлаждаюoей жидкости должно находиться 40% антифриза. Если охлаждающая жидкость, не замерзая, должна выдерживать температуру до - 35 С, то соотношение антифриза и воды должно составлять 1:1. Применять только оригинальный антифриз фирмы V.A.G. марки G-O11-V8C. Приведенная ниже таблица показывает, сколько необходимо добавлять антифриза, чтобы обеспечить благоприятное соотношение антифриза и воды.

Пример: Измерение концентрации антифриза в системе охлаждения 4-цилиндрового двигателя показало, что охлаждающая жидкость гарантирована от замерзания до температуры- 5'С. В этом случае из системы охлаждения нужно слить 3 л охлаждающей жидкости и залить в систему 3 л чистого антифриза. В результате охлаждающая жидкость не будет замерзать до температуры - 25'С. Чтобы предохранить жидкость от замерзания до температуры-35'С, необходимо заменить чистым антифризом 3,5 л охлаждающей жидкости.

Температура замерзания жидкости 'C

Заменить чистым антифризом л.

Измеренная

Должна быть

4-х цил. двигатель 6-и цил. двигатель
0 -25 3,5 4,0
  -35 4,0 5,0
-5 -25 3,0 5,0
  -35 3,5 4,5
-10 -25 2,0 3,0
  -35 3,0 4,0
-15 -25 1,5 2,0
  -35 2,0 3,0
-20 -25 1,0 1,5
  -35 1,5 2,0
-25 -35 1,0 1,5


· Закрыть крышку расширительного бачка и после контрольной поездки снова проверить концентрацию антифриза в охлаждающей жидкости.


Антифриз


Система охлаждения круглогодично заполняется смесью воды и антифриза V.A.G. G011-V8C. Наряду с понижением температуры замерзания охлаждаюoей жидкости средство G011-V8C препятствует образованию ржавчины и коррозии, отложению солей и, кроме того, повышает температуру кипения охлаждающей жидкости. В системе охлаждения из-за расширения жидкости при нагревании создается повышенное давление, что также ведет к повышению температуры кипения охлаждающей жидкости.
Давление ограничивается расположенным в крышке расширительного бачка клапаном, который открывается при давлении 1,2-1,5 бар. Для безупречного функционирования системы охлаждения двигателя требуется повышенная температура кипения охлаждающей жидкости. При низкой температуре кипения может образоваться паровая пробка, в результате чего циркуляция жидкости уменьшается и охлаждение двигателя ухудшается. Поэтому система охлаждения круглогодично обязательно должна заполняться смесью воды и добавок к ней.

В качестве добавок к воде необходимо применять только средство G011-V8C или концентрат с отметкой "в соответствии с TL VW 774 В".


Соотношение компонентов
охпаждающей жидкости в процентах:

Температура

замерзания

жидкости 'C

G011-V8C Вода
-25 ~40 ~50
-35 ~50 ~60
-40 ~60 ~40


Температура замерзания охлаждающей жидкости в наших широтах должна быть не выше - 25'С.

Диагностика неисправностей системы охлаждения

Неисправность: температура охлаждающей жидкости слишком высокая, при горячем двигателе мигает предупреждающий сигнал.

Причина

Устранение неисправности

Слишком мало жидкости в системе охлаждения Расширительный бачёк должен быть заполнен до метки "MAX", проверить систему на герметичность
Не открывается термостат Проверить становится ли тёплым верхний шланг охлаждающей жидкости у радиатора. Если нет, то проверить термостат, при необходимости заменить
Дефект насоса охлаждающей жидкости Снять насос охлаждающей жидкости и проверить
Девект датчика указателя температуры охлаждающей жидкости Проверить датчик
Девект указателя температуры охлаждающей жидкости Проверить показывающий прибор
Дефект крышки расширительного бачка Проверить крышку давлением (работа в мастерской)
Слабое натяжения ремня насоса Проверить и отрегулировать
Загрязнено оребрение радиатора Продуть радиатор сжатым воздухом со стороны двигателя или водой из шланга
Отложение солей и ржавчины внутри радиатора. Радиатор тёплый только в верхней части, нижний шланг у радиатора не нагривается Радиатор заменить
Электровентилятор не вращается
  • Проверить надёжность подключения разъёмов к вентилятору и датчику на радиаторе.
  • проверить предохранитель вентилятора № 19
  • Проверить термовыключатель
  • Проверить проводку руководствуясь схемой

Главная страница Начало этой

Hosted by uCoz