1.
Действия водителя при ДТП
2.
Инструментальный контроль
автотранспорта.
3. Автомобильное
топливо
Статьи
про отдельные агрегаты автомобиля
(очень интересно!)
Имеются в
продаже б/у детали на VW
Стрессовое состояние,
возникающее даже от
незначительного ДТП, может оказать
непредсказуемое воздействие на
поведение его участников.
Некоторые рекомендации
специалистов помогут свести к
минимуму возможные ошибки
документального оформления аварии.
Дорожно-транспортное происшествие
(ДТП) - событие, случившееся в
процессе движения по дороге
транспортного средства и с его
участием, при котором погибли или
ранены люди, повреждены
транспортные средства, груз,
сооружения.
Участниками ДТП являются лица,
имеющие к нему непосредственное
отношение: водители, пассажиры,
пешеходы, велосипедисты, дорожные
рабочие, погонщики животных и др.
Даже самое незначительное ДТП -
сильный стресс для его участников.
Бывает, что водитель - участник ДТП
забывает от волнения свой домашний
адрес. Что уж говорить о пунктах
Правил дорожного движения,
регламентирующих действия
водителей на месте ДТП. Шоковое
состояние делает людей
беззащитными перед лицом
обстоятельств. И поэтому правым
зачастую признается тот, кто
быстрее ориентируется в ситуации и
занимает более активную позицию (о
торжестве справедливости тут
говорить не приходится). Однако
знание основных правил поведения
на месте ДТП позволяет
предотвратить возможные
неточности при оформлении
необходимых документов.
Действия водителей - участников ДТП
Правила дорожного движения в пп.2.5,
2.6 регламентируют действия
водителей - участ ников ДТП.
При дорожно-транспортном
происшествии, водитель, причастный
к нему, обязан:
- остановить (не трогать с места)
транспортное средство;
- включить аварийную световую
сигнализацию и выставить знак
аварийной остановки (мигающий
красный фонарь);
- не перемещать предметы, имеющие
отношение к происшествию;
- принять возможные меры для
оказания до врачебной медицинской
помощи пострадавшим, вызвать
"Скорую помощь", а в экстренных
случаях - доставить пострадавших на
своем или попутном транспорте в
ближайшее лечебное учреждение.
Сообщить свою фамилию,
регистрационный знак
транспортного средства (с
предъявлением документа,
удостоверяющего личность, или
водительского удостоверения и
регистрационного документа на
транспортное средство) и
возвратиться н месту происшествия;
- освободить проезжую часть, если в
результате ДТП движение других
транспортных средств затруднено.
При необходимости освобождения
проезжей части или доставки
пострадавших на своем транспортном
средстве в больницу водитель
должен предварительно
зафиксировать в присутствии
свидетелей положение
транспортного средства, следы и
предметы, относящиеся к
происшествию, и принять все
возможные меры к их сохранению и
организации объезда места ДТП; -
сообщить о случившемся в милицию,
записать фамилии и адреса
очевидцев и ожидать прибытия
сотрудников милиции.
Документы, оформляемые на месте ДТП
В случае, когда ДТП не повлекло
тяжелых последствий, инспектор
ГИБДД составляет протокол об
административном правонарушении. К
протоколу прилагаются:
- схема ДТП;
- описание механических
повреждений транспортных средств;
- объяснения участников и очевидцев
ДТП.
Копия протокола вручается
немедленно после его составления
под расписку лицу, совершившему
правонарушение, а также
потерпевшему по его просьбе (ст.236
п.1 КоАП РФ).
При ДТП, повлекшем тяжелые*,
последствия (причинение тяжелых
или средней тяжести телесных
повреждений, гибель людей,
причинение крупного материального
ущерба), составляются следующие
документы:
- справка о ДТП;
- протокол осмотра и проверки
технического состояния транспорта;
- схема ДТП (выполняется на бумаге -
милли метровке);
- акт медицинского
освидетельствования о
наркотическом или алкогольном
опьянении участников ДТП;
- объяснение водителей, причастных
к ДТП, и свидетельства очевидцев.
Все вышеперечисленные документы
(за исключением объяснений других
участников и свидетельства
очевидцев ДТП) оформляются в
присутствии водителя и при его
непосредственном участии.
Как вести себя на месте ДТП
Каждое ДТП имеет свои особенности и
обстоятельства, поэтому можно
сформулировать только общие
правила построения
взаимоотношений с инспектором
ГИБДД и другими участниками ДТП.
Очень часто водитель, ставший
участником ДТП, не знает прав,
предоставленных ему законом. Он
делает все, что от него требуют:
пишет объяснение под диктовку
инспектора, подписывает протоколы
и схемы, не ознакомившись с их
содержанием и надеясь на
добропорядочность и
компетентность инспектора. Когда
же материал по ДТП поступает в
группу разбора административных
правонарушений или отдел дознания,
водитель неожиданно для себя
обнаруживает, что написанное не в
полной мере соответствует
действительности - место наезда или
столкновения указано на схеме
неправильно, в рапорт инспектора
внесены дополнения, вдруг
появились очевидцы, которые
свидетельствуют не в пользу
водителя. Адвокат в данной ситуации
вряд ли поможет - "дело" уже
сделано.
Грамотное поведение водителя на
месте ДТП позволяет ему избежать
большинства подобных
неприятностей. Несмотря на стресс,
вызванный аварией, следует
относиться ко всем своим действиям
очень внимательно и ответственно.
При несогласии с записями
инспектора в протоколе или на схеме
необходимо изложить в протоколе
свои замечания, объясняющие, что
конкретно вас не устраивает в
трактовке событий инспектором. В
своих замечаниях в обязательном
порядке нужно отметить следующие
факторы:
Наша справка:
'
Окончательное решение о величине
материального ущерба выносит суд.
** ГОСТом Р50597-93 определены
требования к эксплуатационному
состоянию автомобильных дорог,
обеспечивающие безопасность
дорожного движения. Предельные
размеры просадок, выбоин и т.д. не
должны превышать 15 см в длину, 80 см в
ширину и 5 см в глубину. Крышки люков
смотровых колодцев не должны
выступать над уровнем дорожного
покрытия более чем на 2,0 см. Уровень
решетки дождеприемника
относительно уровня лотка должен
быть не более 3,0 см (разрушенные
крышки и решетки должны быть
немедленно ограждены и обозначены
соответствующими дорожными
знаками. Их замена должна быть
проведена в течение 3 часов). Верх
головки рельса трамвайных или
железнодорожных путей,
расположенных в пределах проезжей
части, не должен выступать более
чем на 2,0 см относительно покрытия.
На железнодорожных переездах не
допускается возвышение меж
рельсового настила над верхом
рельсов более 3,0 см, а глубина
неровностей в покрытии
междурельсового пространства
(настиле) не должна быть более 4,0 см.
- состояние дорожного
покрытия;
- наличие и состояние технических
средств организации дорожного
движения (светофоры, дорожные
знаки, линии разметки), место и
высоту их расположения;
- место столкновения (наезда); -
наличие грязи, снега, луж (по
возможности с размерами);
- наличие следов тормозного пути, а
также предметов или фрагментов
частей автомобиля, лежащих на месте
ДТП;
- наличие уклона дороги;
- наличие дефектов дорожного
покрытия, их параметры (высота или
глубина, ширина, длина). Если
размеры дефекта дорожного
покрытия, ставшего причиной ДТП,
превышают указанные, то
ответственность за ДТП может быть
возложена на дорожную службу.**
При необходимости следует настоять
на определении видимости на дороге
и препятствий на ней, а также на
проведении контрольного
торможения транспортного средства.
Полезно произвести фото-, видео
съемку места ДТП, положения
транспортного средства,
пострадавших пассажиров или
пешеходов.
Все графы и разделы в первичных
документах должны быть заполнены,
ни при каких условиях нельзя
подписывать чистые бланки
документов. Данные о свидетелях ДТП
обязательно должны присутствовать
в протоколе. Показания свидетелей
имеют большое значение для
определения виновника ДТП.
Свидетелями могут быть любые
очевидцы, в том числе близкие
родственники участников ДТП.
Однозначная информация о
действующем страховом полисе не
всегда способствует объективному
рассмотрению материалов ДТП.
Если, покинув место ДТП, вы будете
не удовлетворены своими
действиями, можно представить в
ГИБДД новое, более подробное
объяснение обстоятельств. Этим
правом вы обладаете до вынесения
постановления по делу.
Порядок рассмотрения материалов
ДТП
Материалы по ДТП, не повлекшему
тяжелых последствий, направляются
в группу разбора ГИБДД, где после
дополнительной проверки
принимается решение о привлечении
участников ДТП к административной
ответственности.
Рассмотрение материалов об
административном правонарушении
должно быть проведено в 15-дневный
срок со дня их поступления в отдел
ГИБДД (ст. 257 пЛ КоАП РФ). Обжалование
постановления по делу об
административном правонарушении
должно быть совершено в течение 10
дней со дня вынесения
постановления. Жалоба подается в
вышестоящий орган или в суд.
Решение суда является
окончательным (ст. 267, 268 КоАП РФ).
В случае тяжелых последствий ДТП
материал поступает в орган
дознания ГИБДД, который выносит
постановление об отказе в
возбуждении уголовного дела либо
направляет материал следователю
для решения вопроса о возбуждении
уголовного дела. Орган дознания
обязан принять решение по
материалам ДТП в срок не более 10
суток со дня поступления в отдел
ГИБДД (ст. 109 УПК РФ). При поступлении
материалов к следователю последний
принимает решение об отказе в
возбуждении уголовного дела либо,
при наличии признаков состава
преступления, возбуждает уголовное
дело по ст. 264,265 УК РФ.
Права лица, привлекаемого к
административной ответственности
Лицо, привлекаемое к
административной ответственности,
вправе знакомиться с материалами
дела, давать объяснения,
предоставлять доказательства,
пользоваться услугами юриста,
обжаловать постановление по делу.
Дело об административном
правонарушении рассматривается в
присутствии лица, привлекаемого к
административной ответственности.
При его отсутствии дело может быть
рассмотрено лишь в случае, если
имеются данные о своевременном
извещении привлекаемого к
ответственности о месте и времени
рассмотрения дела и если от
привлекаемого к ответственности не
поступило ходатайство отложить
рассмотрение дела.
Собираясь посетить пункт
инструментального контроля (ПИК),
полезно знать не только то, что
именно будут проверять в нашем
автомобиле, но и то, как это будут
делать.
Владельцы автомобилей, подлежащих
осмотру, кроме безусловной
обязанности подготовить
проверяемую технику надлежащим
образом, имеют право на проведение
инструментального контроля по
строго определенным нормативам.
ПУНКТЫ
ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ
Небывалый для нашей страны рост
количества автомобилей в последние
годы обострил дорожно-транспортную
ситуацию. Ежедневно на российских
дорогах гибнут и получают увечья
более 600 человек. Доля неисправного
автотранспорта, который вносит
свою лепту в эту печальную
статистику, доходит до 15%. Также
нельзя недооценивать и
экологический ущерб от автомобилей
с неисправным двигателем или
топливной системой. Поэтому
главной целью создания пунктов
инструментального контроля по
постановлению правительства РФ от
31 июля 1998 года№ 880 стало исключение
возможности появления на дорогах
автотранспортных средств,
технически не готовых к
эксплуатации.
В соответствии с ГОСТом 25478-91
осмотру на ПИКах подвергаются
автомобили, сошедшие с заводского
конвейера пять лет назад и ранее.
В соответствии с постановлением
правительства РФ от 24 декабря 1994
года Ма 1418 ПИК должен иметь
лицензию на природоохранную
деятельность. При регистрации ПИК
получает аттестат аккредитации на
срок до трех лет. Перечень
проверяемых транспортных средств
ограничивается техническими
возможностями пункта контроля и
устанавливается в приложении к
аттестату аккредитации.
ПИК обязан работать строго в
соответствии с документацией,
устанавливающей требования к
техническому состоянию
автотранспортного средства, к
методам и средствам его контроля.
Все нестандартные средства
контроля, диагностики или
измерений должны быть аттестованы
и проверены соответствующими
государственными службами.
В пункте инструментального
контроля должен иметься регламент
работы персонала, а также система
учета и хранения апелляций
клиентов и результатов проверки
технического состояния
автотранспорта.
Требования к экспертам ПИКа
- возраст не менее 21 года;
- водительское удостоверение с
категориями
A.B.C.D.
- диплом об окончании высшего или
среднего специального учебного
заведения (специалистам
автомеханикам со стажем более 5 лет
достаточно иметь свидетельство о
среднем образовании).
Помимо этого, эксперт должен
обладать обширными знаниями в
области устройства, эксплуатации и
диагностики автотранспорта,
сознавать собственную
ответственность за качество
контроля и уметь психологически
правильно вести себя с клиентом во
время осмотра и представления его
результатов.
ВНЕШНИЙ ВИД
Автотранспортное средство,
представляемое на
инструментальный контроль, должно
быть чистым, а навесные элементы и
дополнительное оборудование
надежно закреплены. Внешняя
поверхность кузова и его
лакокрасочное покрытие не должны
иметь значительных повреждений.
Наличие знака аварийной остановки,
огнетушителя и аптечки проверяется
в обязательном порядке.
РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Рулевое колесо должно вращаться
без рывков и заеданий во всем
диапазоне его поворота, а суммарный
люфт в рулевом управлении не должен
превышать допустимых для данного
транспортного средства значений.
Оплетка рулевого колеса должна
быть надежно закреплена. Диаметр
поперечного сечения рулевого
колеса вместе с оплеткой не должен
превышать 40 мм.
ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА
Требования, предъявляемые к
эффективности рабочих тормозных
систем, приведены в табл. 3. По этой
таблице, зная категорию
транспортного средства, можно
определить требуемые параметры
эффективности тормозной системы.
ВНЕШНИЕ СВЕТОВЫЕ Е1РИБОРЫ
На автотранспортных средствах
должны быть установлены световые
приборы, предусмотренные
оригинальной заводской
конструкцией данного
автотранспортного средства. Не
допускается наличие внутри
оптических элементов посторонних
предметов (жидкостей).
Сила света фонарей одного
функционального назначения
(например, левый и правый
стоп-сигнал и т.д.) не должна
отличаться более чем в два раза.
Указатели поворотов должны
работать в мигающем режиме с
частотой 60-120 проблесков в минуту, а
время появления первого проблеска
с момента включения не должно
превышать 1,2 с.
ШИНЫ И КОЛЕСА
Не допускается эксплуатация шин,
имеющих местные отслоения
протектора и повреждения, которые
обнажают корд. Минимальная глубина
рисунка протектора по центру
беговой дорожки не должна выходить
за пределы допуска для данного ТС.
Давление воздуха в шинах должно
соответствовать правилам
эксплуатации данного
транспортного средства. Не
допускается наличие на одной оси
шин различных размеров и
конструкций (радиальной,
диагональной, камерной,
бескамерной), а также моделей с
различным рисунком протектора,
ошипованных и не ошипованных. Также
недопустимы отсутствие хотя бы
одного элемента крепления (болта
или гайки) колеса к ступице и
наличие трещин на колесах.
ДВИГАТЕЛЬ И ЕГО СИСТЕМЫ
Система подачи топлива должна быть
герметичной, а элементы и
соединения системы выпуска
отработавших газов должны
находиться в исправном состоянии.
Токсичность и дымность
отработавших газов у бензиновых и
дизельных двигателей, работающих
без нагрузки, должны быть не выше
норм, указанных, соответственно, в
табл. 7 и 8.
ПРОЧИЕ ЭЛЕМЕНТЫ
КОНСТРУКЦИИ
Не допускается наличие трещин на
ветровых стеклах автотранспортных
средств в зоне работы
стеклоочистителя, со стороны
водителя. Разрешается в верхней
части ветрового стекла наличие
цветной прозрачной пленки шириной
не более 140 мм.
С 1 июля 1999 года постановлением
Госстандарта РФ № 363 вводится
"Изменение № 2" в ГОСТ 5727 - 88
"Стекло безопасное для наземного
транспорта. Общие технические
условия". Поправка устанавливает
следующие значения
светопропускания автомобильных
стекол: ветровых - не менее 75%,
передних дверей - не менее 70%, прочих
- не менее 60%.
Светопропускание тонированных
стекол не должно подвергаться
контролю, если на них стоит
заводская маркировка соответствия
ГОСТу 5727-88.
Ремни безопасности, имеющие
надрывы на лямке, подлежат замене.
Замок ремня должен фиксировать
язык лямки и выбрасывать его после
нажатия на кнопку замыкающего
устройства.
Эксперты обращают внимание на
соответствие узлов и агрегатов
автомобиля тем типам, которые
устанавливаются
заводом-изготовителем.
Моменты затяжки крепежа должны
соответствовать техническим
условиям эксплуатации данного
транспортного средства. Не
герметичность систем
функционального обеспечения
автомобиля недопустима.
Номерные агрегаты. С помощью
специальных приспособлений и
зеркала на длинном держателе -
производится сверка номеров
кузова, шасси и двигателя с
номерами, указанными в
регистрационных документах.
Тормозная система. Проходит
испытания при отключенном от
трансмиссии двигателе. Отключение
приводов дополнительных ведущих
мостов и разблокирование
трансмиссионных дифференциалов
необходимо, если это предусмотрено
конструкцией автомобиля.
Тормозной путь и линейное
отклонение автомобиля
относительно оси движения
проверяют на сухом, чистом и ровном
асфальтобетонном покрытии
При стендовом контроле (фото 2)
рабочей тормозной системы измеряют
тормозную силу каждого колеса
автомобиля. Результаты выводятся
на экран или шкалу динамометра,
регламентируется минимальное
значение общей удельной тормозной
силы.
Коэффициент неравномерности
затормаживания колес одной оси
показывает возможность заноса
автомобиля.
Время срабатывания тормозной
системы и установившееся
замедление измеряют или вычисляют
как при дорожных, так и при
стендовых испытаниях.
Испытания на стенде моделируют
движение автомобиля со скоростью 5
км/ч, которая необходима для
контроля тормозной системы
автомобилей с АБС, начинающей
работать на скорости около 12 км!ч.
Полноприводные автомобили с АБС, не
имеющие в трансмиссии
разблокирования межосевого
дифференциала, испытание тормозной
системы не проходят.
Неравномерно накачанные шины и не
притертые тормозные колодки
ухудшают результаты за меров
показателей работы тормозной
системы.
Стояночная тормозная система
проверяется на соответствующем
данному транспортному средству
уклоне или на стенде. В компьютер
стенда заложен алгоритм пересчета
удельной тормозной силы,
развиваемой стояночной системой
данного транспортного средства, в
возможный уклон удержания,
выраженный в процентах (фото 7).
Неравномерность затормаживания
колес стояночной тормозной
системой ГОСТом не нормируется.
Рулевое управление. При
определении суммарного люфта в
рулевом управлении передние колеса
должны находиться в положении,
обеспечивающем прямолинейное
движение автомобиля. Если
автомобиль оборудован
гидроусилителем, то тестирование
проводится при работающем
двигателе. Проверка состояния
деталей рулевого управления и их
соединений осуществляется
визуально с приложением нагрузки.
Внешние световые приборы. Проверка
внешних световых приборов
проводится при неработающем
двигателе. Пост проверки должен
быть оборудован люксметром с
фотоприемником (защищенным от
посторонних засветок) и метками,
ориентирующими взаимное
расположение фары
автотранспортного средства и
экрана. Проверка легкового
автомобиля должна происходить с
грузом на заднем сиденье от 50 до 90
кг. Остальные автотранспортные
средства проверяются без груза.
Частоту срабатывания указателя
поворотов проверяют не менее чем по
10 проблескам.
Стеклоочистители. Работа
стеклоочистителей проверяется при
работающем на минимальных оборотах
двигателе и включенном дальнем
свете фар.
Шины и колеса. Глубина рисунка
протектора шин определяется на
участке беговой дорожки шины,
ограниченном прямоугольником одна
сторона которого не превышает
половины ширины беговой дорожки, а
другая составляет не менее 1\6 длины
окружности шины. Для шин, имеющих
сплошное ребро по центру беговой
дорожки, измерение производится по
краям этого ребра. Глубина рисунка
протектора на шинах повышенной
проходимости измеряется между
грунтозацепами по центру беговой
дорожки шины или рядом с ним. Замеры
не могут производиться в местах
расположения уступов у основания
рисунка протектора и у
полумостиков в зоне пересечения
канавок.
Давление проверяют только в
остывших шинах.
Двигатель. Измерения токсичности и
дымности отработавших газов
производятся на двигателе с
исправной выпускной системой,
прогретом до эксплуатационной
температуры. Переключатель коробки
передач необходимо установить в
нейтральное положение.
После пуска прогретого бензинового
двигателя необходимо дать ему
поработать 15 с на повышенных
оборотах. Далее педалью
акселератора сбросить обороты до
минимальных и не ранее чем через 20 с
после этого производить замеры
токсичности. Затем вновь
установить повышенные обороты и не
ранее чем через 30 с можно
произвести еще один замер. При
наличии двух выпускных систем
замеры должны производиться в
каждой из них, а максимальное
значение токсичности отработавших
газов будет окончательным
результатом.
Дымность дизельного двигателя
измеряется приборами, работающими
на принципе просвечивания
отработавших газов. После
подключения прибора устанавливают
максимальные обороты двигателя.
Как только отработавшие газы
достигнут температуры,
соответствующей требованиям
инструкции по эксплуатации
прибора, педаль акселератора
отпускают. В режиме свободного
ускорения дымность измеряют при 10-и
кратном плавном и быстром нажатии
на педаль акселератора, со сменой
оборотов двигателя от минимальных
до максимальных с интервалом не
более 15 с. Окончательным
результатом является среднее
арифметическое замеров последних
четырех циклов. Не позднее чем
через 60 с после предыдущего замера
снимают показатели дымности на
максимальных оборотах двигателя.
Колебания показаний прибора при
фиксации результатов не должны
превышать 6 единиц измерения по его
шкале. Пробоотборный шланг должен
быть длиной от 2 до 3 м.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
На каждое транспортное средство,
прошедшее инструментальный
контроль, выдается диагностическая
карта, на основании которой
делается заключение об его
исправности. Если транспортное
средство признано неисправным, то
при повторном осмотре
контролируются те показатели,
которые не соответствовали
установленным нормам при первом
осмотре. Автомобиль,
представленный на повторный осмотр
более чем через 20 дней, проходит
инструментальный контроль в полном
объеме.
На исправное транспортное средство
владелец получает свидетельство о
соответствии транспортного
средства требованиям безопасности,
на основании которого выдается
талон о прохождении техосмотра.
Сроки представления
автотранспортного средства для
техосмотра указаны в талоне,
выданном после прохождения
предыдущего осмотра. Если такой
отметки нет, то талон техосмотра
действует до конца года. Досрочное
прохождение технического осмотра
возможно при перерегистрации
автомобиля на другого владельца.
Первый двигатель
внутреннего сгорания был создан в
1860 году французом Этьеном Ленуаром.
Топливом для него служил
синтетический газ, полученный из
угля или торфа. Немецкий
конструктор Николай Отто в 1876 году
построил первый 4-тактный
двигатель, усовершенствовав
конструкцию Ленуара.
В 80-х годах прошлого столетия
одновременно О. Костович в России и
К. Бенц в Германии создали
двигатели внутреннего сгорания,
работавшие на бензине, считавшемся
отходом переработки нефти.
В конце Х1Х века Рудольф Дизель
изобретает двигатель с
воспламенением топлива от сжатия,
названный дизелем по имени своего
изобретателя.
БЕНЗИН
Бензин (от франц. benzine) - смесь легких
углеводородов, с температурой
кипения 30 205'С. Прозрачная жидкость
плотностью 0,70 - 0,78 г\см'.
Производится путем смешивания
компонентов первичной (прямой)
перегонки нефти, продуктов
крекинга отдельных ее фракций и
присадок (в основном повышающих
октановое число, см. ниже).
Бензин является топливом для
автомобильных двигателей с
искровым зажиганием.
Детонационная стойкость -
важнейший показатель качества
бензина. Несоответствие марки
бензина параметрам двигателя может
вызывать детонационное сгорание
топлива, сопровождаемое
характерным металлическим стуком,
повышением дымности отработавших
газов и температуры в цилиндрах
двигателя. Это связано с
самовоспламенением части рабочей
смеси, горение которой приобретает
взрывной характер (детонация). При
детонации скорость
распространения фронта пламени в
камере сгорания увеличивается с 15 -
20 до 1500 - 2500 м\с. Мгновенное
повышение температуры и
возникновение ударных волн ведет к
перегреву и оплавлению днища
поршней, прогару прокладки головки
блока цилиндров, пригоранию и
разрушению поршневых колец, износу
шатунных вкладышей коленчатого
вала.
Октановое число (ОЧ) бензина -
основной показатель,
характеризующий детонационную
стойкость бензина. Определяют
подбором смеси эталонных
углеводородов - гептана (ОЧ = О) и
изооктана (ОЧ = 100), детонационная
стойкость которой равна
детонационной стойкости
испытываемого бензина при равных
условиях испытания. Процентное
содержание изооктана в полученной
смеси принимают за октановое число
бензина.
Определение ОЧ производится на
специальной моторной установке, с
переменной степенью сжатия, двумя
методами: исследовательским и
моторным.
При исследовательском методе
режимы и параметры моторной
установки подбирают так, чтобы
характеризовать детонационные
свойства бензина при эксплуатации
автомобиля в городских условиях
(движение с небольшой скоростью,
частыми пусками и остановками
двигателя).
Моторный метод имеет более жесткий
режим испытания (повышенная
температура, большее число
оборотов) для определения ОЧ
бензина в условиях форсированной
работы двигателя (например, при
движении по скоростной трассе). В
связи с этим ОЧ по
исследовательскому методу на 4 - 10
единиц выше, чем по моторному.
Если марка бензина содержит букву
"И" (на пример, АИ-93), цифра
соответствует ОЧ, определенному по
исследовательскому методу, если ее
нет - по моторному методу.
Исключение составляют марки
бензина А-80, А-92 и А-96 (см. таблицу).
При вынужденном использовании
низкоокта нового бензина
недопустим быстрый разгон и
движение с высокой скоростью.
Следует пользоваться в основном
низшими передачами.
Октановое число смеси разных марок
бензина
Изменить ОЧ топлива можно путем
смешения низко- и высокооктанового
бензинов. Октановое число такой
смеси (по моторному методу)
подсчитывается по следующей
формуле:
ОЧсмеси = ОЧн + ц "х ~ОЧв - ОЧн), где
ОЧв и ОЧн - октановые числа
соответственно высоко- и
низкооктанового бензина по
моторному методу, ц"- доля
высокооктанового бензина в смеси.
Если ОЧ компонентов смеси
определены по исследовательскому
методу, их следует заменить ОЧ,
определенными по мотор ному методу
(см. табл.)
Высокая детонационная стойкость
(большое ОЧ) бензина достигается
использованием в качестве его
компонентов высокооктановых
вторичных продуктов переработки
нефти и (или) антидетонаторов
Антидетонаторы - вещества, которые
добавляются в бензин с целью
повышения его детонационной
стойкости. Самым эффективным
антидетонатором является
тетраэтилсвинец (ТЭС) - РЬ(С,Н,)4.
Представляет собой тяжелую
маслянистую, бесцветную и сильно
ядовитую жидкость. В качестве
антидетонатора ТЭС используется с
1921 года, однако более дешевого и
столь же эффективного аналога пока
не создано. Об эффективности ТЭС
можно судить по следующему факту: в
концентрации 0,05% он повышает
октановое число на 15-17 единиц.
В чистом виде ТЭС в бензин не
добавляется, так как образующийся в
результате сгорания оксид свинца
имеет очень высокую температуру
плавления (880'С) и не выносится из
камеры сгорания, осаждаясь в виде
нагара на клапанах, свечах и т.д.
Поэтому в ТЭС добавляют вещества-
выносители, вступающие в процессе
сгорания в реакцию со свинцом и его
оксидами. В результате получаются
легколетучие соединения, которые
выносятся из камеры сгорания с
отработавшими газами.
Смесь ТЭС с выносителем и
специальным красителем (для
предупреждения о высокой то
ксичности) называется этиловой
жидкостью, а бензин, в который она
добавляется, называется
этилированным.
Применение этилированного бензина
недопустимо на автомобилях,
оборудованных специальными
каталитическими нейтрализаторами
для очистки отработавших газов.
Оксиды свинца выводят
нейтрализатор из строя через
несколько часов работы двигателя.
В бензинах А-76, А-80, А-9 1 и А-92
применяются антидетонаторы на
основе ароматических аминов
(экстралин, АДА, Дакс, Самин). Эти
вещества малотоксичны, не образуют
нагара, стабильны и обладают
хорошей эффективностью - в
концентрации до 1% повышают ОЧ
бензина на 9 - 12 единиц.
Одним из наиболее эффективных
антидетонаторов, широко
применяемых в настоящее время в
высокоразвитых странах, является
метилтрет-бутиловый эфир (МТБЭ). По
свойствам МТВЭ близок к бензинам,
имеет высокое октановое число,
нетоксичен. Добавка 10-15% МТВЭ в
бензин повышает ОЧ на 6 - 12 единиц,
что позволяет получать
неэтилированные бензины с высокой
детонационной стойкостью и
хорошими экологическими
характеристиками.
Условия хранения бензина должны
соответствовать требованиям для
любой легкоиспаряющейся жидкости.
Отсутствие герметизации при
перекачке, хранении и
транспортировке приводит к потере
легких фракций, что ухудшает
пусковые свойства бензина, снижает
его ОЧ, усиливает
нагарообразование в камере
сгорания за счет испарения
выносителей свинца для
этилированных бензинов. Повышенная
температура и солнечный свет
ускоряют образование смол в
бензине. Поэтому при длительном
хранении бензина рекомендуется
держать его в доверху заполненной,
плотно закрытой канистре в темном,
прохладном помещении.
Ассортимент,
состав и качество автомобильных
бензинов
Основную массу автобензинов в
России вырабатывают по ГОСТу и
техническим условиям (ТУ) (см. табл.).
Выпуск бензинов по ТУ обусловлен
тем, что их качество по отдельным
показателям не отвечает
требованиям ГОСТа, однако цена и
качество такого бензина вполне
устраивает потребителей. По ТУ
выпускают марки: А-80, А-92, А-96, АИ-98.
Бензины по ГОСТу, в зависимости от
испаряемости и, соответственно,
пусковых свойств, делятся на
зимние, летние и всесезонные сорта.
Зимние сорта содержат больше
легких (пусковых) фракций, поэтому
заправка ими автомобиля летом
может вызвать паровоздушные пробки
в топливной системе, приводящие к
перебоям в работе двигателя.
В целях повышения
конкурентоспособности российских
бензинов и доведения их качества до
европейских стандартов с 1 января
1999 года был введен в действие ГОСТ Р
51105-97 "Топлива для двигателей
внутреннего сгорания.
Неэтилированный бензин.
Технические условия", который
предусматривает выработку только
неэтилированных бензинов
(максимальное содержание свинца не
больше 0, 01 г\л). Этот ГОСТ не
заменяет ГОСТ 2084-77, который
позволяет вы пускать как
неэтилированный, так и
этилированный бензин. В
зависимости от ОЧ (по
исследовательскому методу),
установлено четыре марки бензинов:
"Нормаль-80", "Регуляр-91",
"Премиум 95" и "Супер-98".
Первый предназначен для
автотранспорта, использующего А-76.
"Регуляр-91" заменяет А-92, 93.
Бензины "Премиум-95" и "Су
пер-98" полностью отвечают
западным стандартам и
предназначены в основном для
автомобилей иностранного
производства.
ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО
Дизельное топливо предназначено
для двигателей внутреннего
сгорания с воспламенением рабочей
смеси от сжатия (дизелей).
Представляет смесь углеводородов
керосиновой, газойлевой и
соляровой фракций, получаемых в
результате перегонки нефти, с
температурой кипения 180 - 360' С и
плотностью 0,79-0,86 г!см'.
Вослламеняемость - важнейшее
свойство дизельного топлива.
Определяется периодом задержки
самовоспламенения (ПЗС), который
складывается из времени,
затрачиваемого на распад топливной
струи на капли, частичное их
испарение и смешение паров топлива
с воздухом (физическая
составляющая), и времени,
необходимого для завершения
химических реакций и формирования
очагов самовоспламенения
(химическая составляющая).
Длительность ПЗС оказывает
исключительное влияние на процесс
сгорания топлива и характеризуется
цетановым числом.
Цетановое число (ЦЧ) - показатель,
характеризующий способность
диз.топлива к самовоспламенению.
Определяется методом, аналогичным
методу определения октанового
числа бензина. ЦЧ дизельного
топлива численно равно процентному
содержанию цетана (ЦЧ = 100) в смеси с
0-метилнафталином (ЦЧ = О),
эквивалентной по воспламеняемости
испытываемому топливу при равных
условиях испытаний.
ЦЧ дизельного топлива оказывает
существенное влияние на режим
работы двигателя. При низком (менее
45) ЦЧ, т.е. большом ПЗС, горение
топлива приобретает взрывной
характер и резко повышает давление
в цилиндре. Вызывает повышенные
ударные нагрузки на поршень и
шатунные вкладыши, ускоряя их
износ. При высоком (свыше 50) ЦЧ, т.е.
малом ПЗС, попадающее в цилиндр
топливо воспламеняется
практически сразу, давление в
цилиндре нарастает равномерно.
Однако при этом ухудшается процесс
смесеобразования, что приводит к
неполному сгоранию топлива,
падению мощности и экономичности
двигателя, повышению дымности
отработавших газов.
ЦЧ влияет на легкость пуска дизеля:
чем ЦЧ выше, тем быстрее
запускается дизель при низкой
температуре.
Прокачиваемость по топливной
системе оценивается по вязкости,
низкотемпературным
характеристикам, коэффициенту
фильтруемости.
Вязкость топлива влияет на процесс
образования топливо-воздушной
смеси и износ элементов топливной
системы.
Низкотемпературные характеристики
определяют рабочие свойства
топлива в условиях пониженной
температуры. К ним относятся:
- температура застывания (полная
потеря текучести топлива),
- температура помутнения (начало
выпадения кристаллов парафинов),
предельная температура
фильтруемости, при которой топливо
способно проходить через фильтр с
установленной скоростью.
Коэффициент фильтруемости
характеризует содержание в топливе
механических примесей, воды,
смолистых продуктов окисления и
т.д. Для товарного дизельного
топлива должен быть не выше 3.
Наиболее эффективный путь
улучшения низкотемпературных
характеристик - введение
специальных депрессорных присадок
(до 0,1% от общего объема топлива).
Депрессор практически не влияет на
температуру помутнения, однако
позволяет снизить температуры
предельной фильтруемости и
застывания на 10 - 20'С.
Нагарообразование в дизеле
приводит к закоксовыванию
форсунок, перерасходу топлива,
повышению износа и дымления.
Топлива с большим содержанием серы,
смол, ароматических и олефиновых
углеводородов, неорганических
примесей дают большее количество
нагара.
Условия хранения. Те же, что и у
бензина.
Ассортимент, состав и качество
автомобильных дизельных топлив
Топлива для дизельных двигателей
автомобилей вырабатываются, в
соответствии с ГОСТ 305 82, трех марок:
Л - летнее, применяемое при
температуре воздуха выше 0'С;
З - зимнее, двух видов: для
применения до -20'С и для применения
до -30'С;
А - арктическое, применяемое до -50'С.
Зимние дизельные топлива с
депрессорными присадками (ДЗп).
Получают на базе летнего топлива
добавлением незначительного
количества присадок.
Экологически чистое дизельное
топливо. Выпускаются две марки
летнего (ДЛЭЧ-В и ДЛЭЧ) и одна марка
зимнего (ДЗЭЧ) дизельного топлива с
низким содержанием серы и
ароматических углеводородов.
Экологически чистые топлива
полностью соответствуют
требованиям европейского
стандарта по содержанию серы в
дизельных топливах.
Городское дизельное топливо (ТУ
38.401- 58-170-96). Основное отличие от
экологически чистого дизтоплива -
улучшенное качество благодаря
использованию присадок (летом-
антидымной, зимой - антидымной и
депрессорной), которые снижают
дымность и токсичность
отработавших газов на 30-50%.
ГАЗОВОЕ ТОПЛИВО
Сегодня в качестве моторного
топлива применяется сжатый
природный газ (состоит на 85-90% из
метана) и сжиженные газы (попутные
нефтяные и газы газоконденсатных
месторождений).
Преимущества газовых топлив по
сравнению с жидкими (бензином,
дизельным топливом): лучшие
антидетонационные характеристики
(ОЧ газомоторного топлива
достигает 100-105 единиц), легкость
приготовления равномерной
топливовоздушной смеси, меньшее
нагарообразование и отсутствие
смыва масля ной пленки со стенок
цилиндров. При переходе с жидкого
топлива на газовое увеличивается
срок службы двигателя до
капремонта, срок замены масла, реже
требуется замена свечей зажигания,
суммарная токсичность выбросов в 2-5
раз меньше.
Недостаток газового топлива:
низкая теплота сгорания, двигатели
плохо запускаются при низких
температурах вследствие
образования ледяных пробок в
топливной системе. Для
нейтрализации эффекта
затрудненного запуска на
отечественных автомобилях между
газовым баллоном и редуктором
высокого давления устанавливается
специальный подогреватель.
Обычно в холодное время года
двигатель запускается на бензине, а
после прогрева переводится на
газовое топливо.
СПИРТОВОЕ ТОПЛИВО
В качестве топлива для двигателей
внутреннего сгорания спирт
(преимущественно метанол)
применяется с начала ХХ века, но в
силу ряда причин не получил
широкого распространения.
Достоинства спиртового топлива:
высокая детонационная стойкость
(ОЧ более 90 единиц),
удовлетворительная испаряемость,
минимальное нагарообразование,
меньшая токсичность продуктов
сгорания в сравнении с бензином.
Недостатки: отсутствие
достаточного количества легких
(пусковых) фракций, низкая теплота
сгорания. Высокая коррозионная
агрессивность и токсичность
спиртов позволяют применять их, как
правило, только в смеси с бензином.
Рекомендации
Автомобильные топлива являются
сложными многокомпонентными
системами, поэтому невозможно
визуально определить их качество
без проведения испытаний в
специализированной лаборатории. Во
избежание заправки автомобиля
некачественным бензином не следует
заправляться из цистерн
передвижных
автотопливозаправщиков, стоящих
целый день на открытой местности,
особенно в летний зной. Даже в
качественном бензине или
дизтопливе после долгого хранения
в нагретой металлической цистерне
образуются смолы, которые приведут
к повышенному нагарообразованию в
двигателе. Как правило, такое
топливо содержит много
механических примесей и
недостаточное количество легких
(пусковых) фракций. Поэтому лучше
пользоваться услугами
стационарных АЗС, имеющих лицензию
на право торговли нефтепродуктами.
В случае сомнения в качестве
топлива вы вправе потребовать от
работников АЗС сертификат
соответствия - документ,
удостоверяющий, что топливо
соответствует всем требованиям
нормативно-технической
документации (ГОСТам, ТУ) на данную
марку.
В сертификате указываются: срок его
действия;
- изготовитель топлива;
- данные об испытательной
лаборатории и органе, выдавшем
сертификат.
В случае явного недолива топлива
можно потребовать у работников АЗС
паспорта госповерки раздаточных
устройств или проверки точности
налива с помощью специально
откалиброванного мерника.
Если ваши претензии по качеству или
(и) количеству заправленного
топлива сочтут необоснованными,
следует сразу обратиться с
требованием проверки данной АЗС в
экологический отдел Московской
транспортной инспекции по адресу:
ул. Петрозаводская, д. 32 а, тел. 451-92-07,
факс 453-03-03. При обращении следует
указать: номер АЗС, точный адрес,
марку бензина и номер колонки, с
которой вы заправлялись, время
заправки.
Начало
страницы Главная
страница